Многие автопроизводители не переживут кризис

В автомобильном мире эти процессы только начинаются. Техническое банкротство General Motors означает «очищение» главного американского автопроизводителя от неэффективных активов. По обнародованному плану подразделения компании разделят на «хорошие» (Cadillac, Chevrolet и др.) и «плохие» (Hummer и Saturn). Хорошие останутся в составе корпорации, плохие, скорее всего, будут проданы либо закрыты.

Но главное в этой процедуре — весь пакет акций реструктуризированной компании, владельцем которого становится правительство США. Такова плата за колоссальные финансовые вливания. Существует предположение, что это банкротство, как и схемы помощи, создавались именно для получения контроля над автогигантом.

Более любопытен другой аспект банкротства GM. Формально, компания признанная банкротом, вынуждена погашать свои долги, реализуя активы компании. Но чаще всего, у банкротов не хватает вырученных средств на погашение всех задолженностей. В данном случае больше всего пострадают поставщики комплектующих, которым не достанется денег после распродажи активов. Это в свою очередь может привести к банкротству самих поставщиков.

Другие автомобильные концерны, которые пользовались услугами этих поставщиков, могут очень пострадать от банкротства GM. Их уже сильно задело банкротство Chrysler. Ослабленные поставщики вынуждены разрабатывать схемы выживания за счет действующих американских заводов, что приведет к удорожанию конечной продукции и ослаблению автомобильных заводов других производителей. Это даст возможность заинтересованным структурам с легкостью завладеть новыми активами.

В отличие от «дикого запада» цивилизованная автомобильная Европа объединяется. Слияние Porsche и Volkswagen может стать началом создания самого мощного европейского автоконцерна. Вопрос собственности нового автогиганта пока не решен. Сейчас семьям Порше и Пьех, принадлежит 100% акций Porsche. Первые акции Volkswagen Porsche приобрел в 2005 году. Сейчас доля Porsche достигла 51%. Как распределятся акции после слияния пока не известно, но очевидно, что Porsche будет контролировать большую часть активов.

В «шокирующей Азии» о слияниях и поглощениях речь пока не идет. Ходят слухи об объединении Subaru и Toyota, но пока дело касается только создания спортивных автомобилей. Другие японские производители пока не распространяют информации о совместных программах преодоления кризиса. Быстрорастущий рынок Китая, за время кризиса успел стать самым крупным в мире. В условиях стремительного роста говорить о перераспределении активов не приходится.

На отечественном рынке наблюдается самый сильный в Европе спад продаж (-80%) и самый существенный (-90%) спад производства. Большинство отечественных автозаводов вынуждены простаивать. Публичных разговоров о продаже производственных мощностей пока не ведется, но в сложившейся ситуации можно предположить, что некоторые собственники захотят избавиться от убыточных активов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *