Кризис уводит российских специалистов в западные фирмы

Молодые и перспективые российские специалисты ищут стабильность в западных компаниях. Но в период кризиса, когда проблемой стало просто найти работу, шансы получить желаемую вакансию резко упали.

За последнее десятилетие российский рынок труда менялся несколько раз — так же, как и интерес к западным компаниям. Последние три года вплоть до начала нового финансового кризиса все больше россиян были готовы к трудовым отношениям по западной модели, — говорят аналитики Института глобализации и социальных отношений. По их словам, российские фирмы даже не пытаются предлагать персоналу долговременно приемлемые условия работы. В итоге продолжительность рабочего дня оказывается больше оговоренной, а работа в выходные дни и сверхурочные не оплачивается.

Бонусы для тонуса

В 2009 году интерес к трудоустройству на западных фирмах возрос еще больше. Причины, как заявил в интервью Deutsche Welle заместитель генерального директора рекрутинговой компании Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен, кроются в том, что в период кризиса иностранные компании показали себя как наиболее стабильные. В начале текущего года, по словам Гермерсхаузена, большинство западных фирм, в отличие от российских, выплатили обязательные годовые бонусы своим сотрудникам. И хотя никаких бонусов за 2009 год, скорее всего, уже не будет, привычные условия оплаты позволили людям спокойнее подготовиться к изменениям, не теряя уверенности в дне сегодняшнем.

С другой стороны, сейчас работники приобрели «более нормальные» представления о зарплате, — отмечает Михаэль Гермерсхаузен. То есть западные фирмы сумели повысить свою конкурентоспособность на российском рынке труда, ничего не предпринимая. На пользу европейским фирмам пошла и девальвация рубля. Даже снизив среднюю ставку зарплаты из-за повышения курса евро, они сумели остаться привлекательными для россиян.

Россиянин для иностранца лучше

Интерес зарубежных работодателей к сотрудникам-россиянам тоже вырос. Опросив более 4200 компаний из 32 стран, в том числе около 400 из России, аналитики Antal установили, что в мае 2009 года 58 процентов этих фирм при найме персонала среднего и высшего управленческих звеньев искали новых сотрудников именно среди граждан России. В январе их доля составляла 42 процента.

Не обошлось и без сокращений. То же исследование показало, что охотнее других с персоналом, особенно высшего и среднего звена, расстаются финансовые, инвестиционные и банковские структуры (сокращения коснулись 70 процентов фирм), а также компании, которые работают в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (60 процентов). В строительстве из почти 800 иностранных компаний, предлагавших в прошлом году свои услуги на российском рынке, сейчас не осталось и 400, а рабочие на замороженных из-за кризиса объектах остались не у дел.

Михаэль Гермерсхаузен говорит, что первыми под сокращение попали «бездельники и шантажисты». Последние — это особая каста работников, характерная для России. Собирая предложения о найме от разных фирм, они показывали их начальнику, угрожая уйти к конкурентам, если тот не улучшит условия их труда или, что чаще, не повысит им зарплату. До кризиса такая тактика приносила успех, но сейчас ситуация изменилась, и начальники поспешили избавиться от нелояльных сотрудников.

Кроме того, с ростом безработицы у работодателя расширяются рамки выбора. Одновременно с конкуренцией на рынке труда усиливаются и требования к соискателям. Среди них — знание иностранных языков, облегчающее беседу с начальством, наличие профильного высшего образования и опыта в той профессии, на которую претендует человек.

Кто и где сейчас востребован в России

Но кризис может стать и периодом качественного скачка. Компании, пришедшие на рынок, могут выбирать сотрудников из большого числа профессионалов. Первыми это поняли западные фирмы. Период, когда компании видели лишь один путь сокращения расходов — увольнение персонала, похоже, подошел к концу. Сейчас некоторые фирмы, переусердствовав с увольнениями в конце 2008-го — начале 2009-го года, приступили к работе над ошибками, — отмечает Михаэль Гермерсхаузен.

Тут порой доходит до абсурда — например, на должность уборщицы ищут человека со знанием двух иностранных языков, — сетует глава департамента занятости населения города Москвы Олег Нетеребский. Сегодня потенциально привлекательными в плане трудоустройства секторами стали торговля одеждой и продуктами, рынок фармацевтических препаратов и система фаст-фуда. Вакансии, на которые в пору кризиса претенденты выстраиваются в очередь — продавцы и официанты, причем желательно без образования, так как это снижает цену работника.

Отношением сограждан к работе в иностранных компаниях поинтересовался ВЦИОМ. Согласно итогам этого исследования, россиян пугают требования к знанию иностранных языков, но привлекает высокая зарплата. Однако при одинаковых условиях работы в российской и иностранной компаниях 69 процентов граждан России выберут отечественного работодателя, сообщила руководитель департамента корпоративных исследований ВЦИОМ Юлия Верлина.

О страхах и упреках

53,9 процента респондентов отрицательно ответили на вопрос, хотят ли они работать в иностранной фирме. Доля положительных ответов составила 43,1 процента. Нежелание многих россиян работать в иностранной компании эксперты ВЦИОМ объясняют двумя причинами. Во-первых, опрос проводили не только в крупных регионах, но и в глубинке, где страх перед западным работодателем, а скорее — перед неизвестностью, очень высок. Во-вторых, среди опрошенных были и жители больших городов, которые имели опыт работы в зарубежных фирмах и, сравнивая их с российскими, делали выбор в пользу последних.

Нерешенной осталась еще одна проблема: россиянам трудно привыкать к зарубежной корпоративной этике. Михаэль Гермерсхаузен из рекрутинговой компании Antal Russia поясняет это тем, что граждане России обычно делают только то, что им скажут начальники, тогда как иностранные фирмы ищут инициативных сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *